Приветствую Вас Гость

Категории раздела
Велопоходы [5]
Покатушки [2]
В основном однодневные покатушки на велосипеде на легке.
Статистика
Поиск
Велопоход по Восточной Турции, часть 2, Восточно-Анатолийское нагорье
Итак, представляю Вам вторую, основную часть отчета о велопоходе по Восточной Турции, пройденного нами оченью 2008 года. Мы проехали от побережья Черного моря (город Оф) мимо сердца Васточной Турции, Эрзурума и завершили  вторую часть похода на берегу озера Ван.

Нитка маршрута:
Of - Usingol - перевал Soganli - Degirmencik - Adabasi - Cayirozu - Pazaryoli - Egerti - Gelinkaya - Ilica - Erzurum - Palandoken - Erzurum - Patnos - озеро Ван - Adilcevaz - Ahlat - Вулкан Немрут - Tatvan

Полезные ссылки:
Про первую часть похода можно почитать тут: Прогулка по черноморскому побережью
Третья и четвертая части: Отдых на Средиземном море и Каппадокия
Все ссылки и общая информация о походе: Велопоход по Восточной Турции, содержание

День четвертый, 26 сентября 2008г.
Of - Usingol - перевал Soganli. Пробег 57км.

Рано утром автобус нас выкинул на обочине дороги у какой-то стройки. Выходя из автобуса я чуть не свалилась со ступенек: коленки меня абсолютно не слушались, я даже немного испугалась. Все дело в том, что у  нас места в автобусе были в первом ряду. По началу мы этому радовались, потому что через лобовое стекло нам было все видно, но потом появились минусы: было невозможно выпрямить ноги, так как впереди сидел водитель, защищенный пластиковым щитом. А за ночь ноги страшно затекли. Еще бы! Часов 9 ехать без движения в позиции буквы "Г" врядли кому-то понравится. В итоге я минут 5 старательно разминала и разогревала коленки, а потом они еще пол дня ныли, жалуясь на автобус.
После долгих сборов мы двинулись в путь. На голодный желудок ехалось тяжко, поэтому как только отъехали от населенки мы устроили завтрак. Место выбрали прикольное: дорога шла по берегу реки, и мы нашли забавный висячий мостик через реку, который упирался в непроходимые заросли, переехали на ту сторону и устроились под покровом буйной растительности. Говорят, что район вокруг Трабзона - это самое влажное место в Турции, здесь огромное количество осадков, и поэтому в округе буйствует всевозможная зелень.
Часа пол мы ублажали наши желудки рыбной консервой, это единственное, чего нам удавалось купить в магазинах. Мяса у них нет, сосиски за 3 недели мы видели только пару раз (турки их делать не умеют, проверено), а рыбная консерва была только одного вида и одного производителя. Правда реально вкусная  и дорогая. Тон - балык, называется. Балык - рыба, Тон - фирма-производитель.
Едем, проезжаем несколько поселков, фоткаемся у моста с крышей, дорога вскоре оказывается зажата в тисках мощных скал, рядом журчит речка. Красота неописуемая! Я еле себя сдерживаю, чтобы не фоткать через каждый метр. Отдельно хочу написать пару строк о качестве дороги, которая шла по каньону. Меня она поразила! Дорога невообразимой для горных  дорог ширины, с парой машин в час, проложена по 3-х метровой укрепленной насыпи, чтобы весенние воды реки не размывали полотно, а в этой насыпи проделаны водостоки от противоположной обочины, чтобы вода, стекающая со скал, не скапливалась на дороге, а беспрепятственно стекала в речку. Вот что значит самое влажное место в Турции!
Вскоре мы добрались до развилки, где должны были разделиться с родителями. Им напрямик к перевалу Соганли (Soganli), а мы решили сделать петлю и сгонять на озеро Юзингёль (которое, судя по фоткам должно быть очень красивым) и потом спустившись с хребта попасть к самому перевальному взлету.
Мы попрощались, пожелали родителям легкого подъема и уехали. Тут началось веселье. Подъем стал довольно крутым, лишь слегка выполаживаясь в деревушках. Мы неутомимо крутили педали, восхищаясь природой и горными людьми, которые строили домики в самых невообразимых местах, высоко на склонах крутых хребтов. Уже практически на подъезде к озеру подъем стал еще круче, даже появился серпантин. Здесь нам с Андреем стало совсем туго. То ли сказывалась жара и приличный набор высоты за день (озеро находится примерно на 1100 метрах, а поднимались мы от моря), то ли голод и отсутствие воды, но мы останавливались практически на каждом витке, чтобы отдышаться. В конце злосчастного серпантина, немного не доезжая озера и поселка, стоял питьевой фонтанчик! Какое-же это для нас было счастье, даже хотелось прыгать от радости! Какие-же молодцы турки!
Озеро мне показалось сказкой, на столько все выглядело умиротворенно и красиво. Потрясающая мечеть, отражающаяся в голубой глади озера, тихая речка с утками и гусями и красивые резные мостики над рекой. Так и тянуло остаться тут хотябы до завтра. Но у нас наполеоновские планы: залезть на хребет и спуститься к родителям под перевал. Поэтому быстрый обед на берегу озера и в путь.
Дальше дорога стала еще хуже, и только благодаря обеду я могла ехать =). Конечно не было никакого асфальта, был хороший грунт с мелкими камушками. Самое то для крутого подъема со штанами =). Мне ехалось тяжко, Андрей периодически мелькал на следующем уровне серпантина у меня над головой и скрывался в тумане. Но не смотря на всю тяжесть подъема дорога просто великолепная! Идет практически по отвесному склону и сквозь редкие деревья постоянно видна долина реки и озеро Юзингёль, от которого мы поднимались.
Через час подъема мы въехали в облако, там шла противная морось. Потом стал накрапывать дождик, стало мокро и холодно, а подъем все не кончался. Правда мы уже выезжали из зоны леса и показалось, что градиент подъема чуть уменьшился. Вот из тумана появляется развилка, на карте ее нет, да и карта (30-ти летней давности) показывает далеко не ту дорогу, по которой  мы едем. Засада... Мы пытались вычислить нужную дорогу и по направлению, и по подъему и по накатанности, но все бестолку. Пока мы стояли и под дождем изучали карту, мимо проезжал местный. Он-то нам и показал, куда ехать.
Еще немного, и лес совсем закончился. Теперь нечему нас было прикрывать от холодного ветра. Проехали поселок, на дороге стало еще больше камней, сил бороться уже не было совсем. Но и места для ночлега тоже не было, вокруг очень крутые склоны. Я уже ехала как во сне, когда наконец Андрей сквозь туман разглядел небольшой кусочек пологого склона в 10 метрах от дороги. Ура! Отдых! за день набрали примерно 2300 по вертикали.
Пока мы готовили ужин плотный туман поглотил все вокруг, видимость не больше метра. Как мы вовремя успели! Уже перед сном мы услышали ворчание мотора - из поселка наверх полз видимо грузовичек. Ради любопытства мы проследили за светом фар, так как саму машину было только слышно, и очень порадовались, что встали именно тут, так как до вешины, которая уже угадывалась, машинка ползла еще очень долго.
Что касается наших грандиозных планов, то развилки и спуска под перевал мы не нашли (только дома я поняла, что мы до него просто не доехали), и поэтому решили завтра ехать по плато и спуститься к перевалу сверху. А жаль. Так хотелось посмотреть те виды (судя по фоткам родителей там офигенно красиво) своими глазами.

Висячий мостик в Офе
еще мостик
Дорога Оф - Соганли
озеро Юзингёль
подъем от озераедем в облакокрутые склонылагерь у дороги

День пятый, 27 сентября 2008г.

Перевал Soganli - Degirmencik - Adabasi - Cayirozu - Pazaryoli. Пробег 110км.

Утром про вечерний туман ничего не напоминало, над головой было ясное небо, но очень холодно. Мы собрались и поехали дальше, на плато. Ехать было тяжко, наверно не восстановилась после вчерашнего подъема. Но я ехала и утешала себя мыслью, что за следующим поворотом подъем наконец закончится и мы отдохнем на ровном плато. До плато мы добрались довольно быстро, но оно было далеко не ровным, а все покрыто горками, и сильно крутыми. Плюс наверху был холодный ветер, который гнал на нас дождевые облака. Так как мокнуть нам особо  не хотелось, пришлось ускориться, чтобы побыстрей добраться до перевала. А там дальше вниз, есть надежда, что дождь нас не догонит.
Чем ближе к перевалу, тем приятнее становился рельеф: крутые горки сменились пологими холмиками, и наконец по каменистой грунтовке мы спустились к перевалу. Теперь только вниз, ура!
Спуск - это всегда награда, после тяжелого подъема, а когда спускаешься почти на 1000 метров - это восторг =). Мы летели по отличной грунтовке вниз, не успевая считать пролетавшие мимо поселки. Крутой спуск серпантином сменился пологим спуском вдоль реки, а я не переставала удивляться перемене природы. Буквально в 20-ти километрах севернее, за хребтом, настоящее буйство зелени и всякой растительности, с этой стороны изредка попадаются одинокие кипарисы  и все вокруг выжжено солнцем.
Добравшись до городка Дегирменчик (Degirmencik) поворачиваем на лево, на восток, в сторону поселка Адабаши (Adabasi). Нам предстоит не простая задача: добраться сегодня до поселка Пазариоли (Pazaryoli), тогда завтра есть надежда добраться самим до Эрзурума (Erzurum), сердца Восточной Турции, иначе придется подбрасываться на машине, чего совсем не хотелось.
Дорога Дегирменчик - Пазариоли мне ужасно понравилясь. Возможно, определенную красоту внесла серая дождливая погода, как бы странно это не звучало =). Дорога идет вдоль речки, чисто теоретически должен был быть очень-очень плавный, но все же спуск. На деле оказалось, что речка течет по сильно холмистой высокогорной (1500 м все-таки) степи, а дорога вьется рядом, по окрестным холмам. Подъемы довольно затяжные и тяжелые, зато спуски вдохновляют. Ближе к вечеру рельеф стал по немногу меняться: холмики стали сменяться скалами, ехать становилось все интереснее. Кульминацией стал момент, когда речка ушла в скальный каньон, а дорога шла по верху, открывая взгляду скальные обрывы под 20 метров высотой.
Когда начались сумерки мы наконец добрались до поворота на Пазариоли. По словам Андрея у меня сложилось впечатление, что городок находится в километре от развилки, и нам осталось ехать максимум 10 минут. Но я ошиблась. Мы проехали километров 5 по дороге потрясаюшего уклона, конечно вверх, чтобы добраться до Пазариоли. Это меня морально убило. Причем уже стало конкретно темно и за день под дождем мы сильно подмокли и замерзли. Не ехать в поселок тоже было нельзя, у нас закончились продукты.
В городе мы  произвели фурор. Пока Андрей ходил за продуктами, меня окружила толпа любопытных. Они внмательно изучили все наше снаряжение и особенно были в восторге от компьютеров, которые показывали пробег за день больше сотни.
Забегая вперед скажу, что на следующий день здесь проезжали родители, и к ним со всех сторон бежали люди, с криками "Андрей! Андрей!" =) Родители предпочли ретироваться. Но вернемся в день сегодняшний.
Вернулся Андрей, с толпой помощников, которые переживали, как мы поедем ночью, в темноте. Звали нас к себе на проздник. Сегодня как раз был  конец рамазана (по нашему - рамадан).
Мы поблагодарили, но поехали своей дорогой. Еще пару км отъезжали от поселка и искали место. В итоге встали на поле, замерзшими руками поставили палатку и тут ливануло по настоящему, но у нас уже был домик, в который мы быстро запрыгнули даже без ужина. Правда, если честно, то у нас был с собой термос, предусмотрительно наполненный горячим чаем в обед.

Дорога в облака
На плато
выехали из Degirmencik
на подъездах к Пазариоли

День шестой, 28 сентября 2008г.
Pazaryoli - Egerti - Gelinkaya - Ilica - Erzurum. Пробег 125км.

Утро выдалось таким же серым, как весь вчерашний день. Ливень, который нас припугнул вчерашним вечером, бушевал всю ночь. У меня ночью даже были сомнения на счет следующего дня. Все-таки горы Восточной Турции осенью довольно суровы. К счстью, ровно по нашему будильнику ливень выключили. Это было удачно.
Сегодня нам нужно было проехать более 120 километров с двумя перевалами, а дождь - это плохое вдохновление для такого подвига.
С первых метров дорога начала карабкаться на перевал примерно 2350м высотой. Чем выше мы поднимались, тем унылее были виды. Нас окружали выжженные солнцем горы. Погода была холодной, и периодически начинал накрапывать дождик. Самое веселое, что здесь в это время года обычно стоит нестерпимая жара, и выжженые поля это подтверждали, но мы попали в циклон, который принес холодный воздух. По ощущениям было не больше 10 градусов в долинах. А на перевалах градуса 2-3.
Часа полтора нам потребовалось чтобы забраться на перевал, где бушевал ледяной ветер. Мы одели на себя все, что было теплого и понеслись вниз. Зимние лыжные перчатки и теплые горные ботинки были очень в тему.
Спуск был на много интереснее подъема. Долина реки была скалистой и глубокой, правда растительности все-же не наблюдалось.
Вскоре мы выехали в широкую долину и решили перекусить. Пока мы кушали вершины гор, окружавших долину, прямо на наших глазах засыпало снегом! Снег начинался  примерно на 2000 метрах. Нам стало ужасно интересно, что твориться на перевале, который мы только что одолели, и где наши родители, успели ли проскочить. Дальше снова начался подъем, долгий и тяжелый. Единственным разнообразием были небольшие березовые рощицы, одетые в осенние наряды. Одолев подъем мы слетели к озеру. Андрей, как только разглядел впереди озерную гладь, спрыгнул с байка и станцевал чечетку в перемешку с присядкой =). Заметив мой удивленный взгляд он объяснил, что если мы видим озеро, значит мы уже одолели оба перевала, и значит дальше будет только вниз! Впринципе так оно и было. Но пришлось еще перевалить через небольшой хребтик.
Дальше начался головокружительный серпантин вниз, и далеко внизу угадывалась долина, в которой воображение уже рисовало долгожданный Эрзурум!
Как обычно, спуск серпантином сменился на плавный спуск вдоль реки, и уже на много четче была видна долина, в которую нас манила убегающая дорога. Но вся долина была черно-фиолетовой, от висевших в ней грозовых туч! Выглядело симпатично. Правда со стороны этого происка природы дул очень сильный встречный ветер, что даже вниз было ехать тяжко.
Вскоре горы отступили, перед нами красовалась долина, а Эрзурума все не видать. до него еще километров 40 пилить. Сильный встречный ветер отобрал почти все силы, но когда дорога наконец сделала пару поворотов, этот самый ветер стал уже нам помогать!
Я собрала всю волю в кулак и вломила 38 км/ч, в надежде, что так время пойдет быстрее и мы раньше окажемся у заветной цели, которая уже была совершенно не выдуманным миржем, в маячила в самом конце долины. Казалось, что рукой подать!
Видимо мой финишный спурт был немного рановат, так как когда до центра города оставалось километров 10, когда мы уже проехали автомобильный знак въезда в город и ехали по оживленной магистрали, у меня организм отказался работать, и сонно крутил педали не больше 12 км/ч.
Правда частично благодаря ускорению (ну и конечно плавному, но все же спуску и попутному ветру) мы уже в 7 часов сидели в гостинице, и ждали родителей.
Родители приехали примерно в 9, выжатые как лимоны. Зато они сегодня тоже одолели 120 км на байках, и на один перевал все-же подбросились на машине. Глядя на их состояние, и учитывая, что мы сегодня тоже сильно устали, было принято решение завтра пол дня погулять по городу, а после обеда отъехать немного в горы и встать на ночь. Чтобы с утра штурмовать самый высокий перевал на нашем маршруте.

Турецкие флаги везде
осень в горах
горное озеро
снежные вершины

День седьмой, восьмой и девятый, 29 сентября - 01 октября 2008г.
Erzurum - Palandoken - попытка подъема к перевалу возле горы Palandoken - Erzurum - Patnos. Пробег 46км.

Утром мы дали себе немного отдохнуть, проспав до 9 утра =). С утра мы запланировали прогулку по городу, до 12, чтобы не платить за следующие сутки в гостиннице. В карте города (справочник Lonely Planet - это вещь!) мы нашли крепость, куда и решили сгонять на экскурсию. Крепость любопытная, там еще ведутся  какие-то раскопки. Особенно нам понравилясь смотровая башня, куда мы непременно забрались. Оттуда открывался потрясающий вид на весь город и окружавшие его присыпанные снегом вершины гор. Но время бежит неумолимо, нужно возвращаться в гостинницу.
Мы не торопились прощаться с городом, по этому еще заехали посмотреть на парк Государственного Института, который нас поразил тем, на сколько удобно, аккуратно и для людей сделано все вокруг.
Немного отдохнувшие и довольные мы покатили в горы, в сторону горнолыжного курорта Паландокен (Palandoken). Дорога понемногу набирала высоту, пока мы выезжали из города. Но как только мы выехали за пределы города подъем уже стал более серьезным, приходилось немного упирться. Трудиться долго не пришлось, у нас еще в запасе была дынька, и мы решили ее отведать, не тащить же ее на гору. После небольшого привала мне покатило легче, хотя подъем становился все круче и круче. Родители уже были не очень довольны, но все-таки старательно крутили в горку. Вскоре мы выбрались на небольшое выполаживание, и увидели развилку. На лево шла шикарная асфальтовая дорога с небольшим градиентом, а прямо было даже как то не по себе смотреть: широченная раздолбанная грунтовка лезла прямо в лоб в гору, у меня даже были сомнения в проезжабельности такого уклона. Я и родители без тени сомнения поехали на лево, по асфльту, а Андрей тихонько посмеялся, сказал что нам прямо и покатил как ни в чем не бывало в этот крутяк. Мы было хотели устроить бунт, и сказать, что Андрей хоть и готовил маршрут, но все перепутал, но к нашему величайшему сожалению мимо проехала машина, из которой нам подтвердили, что Андрей все-таки прав. Нехотя мы сделали попытку поехать, но долго в седле не продержались. Мелкие камушки на дороге мешали, да и градиент подъема все увеличивался. Андрей ловко горцевал впереди, как будто ехал по ровняку, и это меня окончательно добило. Перед небольшим торчком я сдалась, и пошла пешком. Ну и надо было ровно в этот момент проехать мимо маршрутке, забитой людьми. Водитель был в таком восторге от одного нашего печального вида, что попросил у меня разрешения снять меня на видео =) "Снимай, мне не жалко" - говорю я, так только веселее.
Как будто сжалившись над нами, дорога перестала лезть в гору в лоб, а сменилась вполне гуманным серпантином. И сразу на первом повороте мы встречаем кортеж. Он останавливается, оттуда вываливается толпа людей, и все идут к нам - общаться. Из разговора выясняется, что мы нарвались на Начальника полиции Эрзурума. Он нам говорит, что мы зря лезем в горы, что там холодно, волнуется за нас. Но нам не привыкать, говорим, что у нас все с собой, палатки, еда, вода. На последок он говорит, что если нам что понадобиться мы можем спокойно постучаться в любой дом и нам обязательно помогут и приютят. Мы тепло прощаемся и разъезжаемся в разные стороны. Уже солнце потихоньку начинает прятаться за высокие горы, но нам особо торопиться некуда, план на день мы выполнили, знай крути педали и глазей по сторонам, вдруг попадется хорошая полянка для лагеря. Мы проезжаем канатную станцию и сразу за ней ставим лагерь. Приготовили ужин, полюбовались окрестыми вершинками в лучах заходящего солнца и разошлись по палаткам.
Ночью было очень холодно, пришлось постепенно одевать на себя все, что было в запасе. В середине ночи по палатке начал барабанить дождь, к утру дождь превратился в ливень, да такой силы, что нам с трудом удалось докричаться из палатки до родителей, и сказать, что надо немного переждть непогоду. Мы немного подождали, ничего не изменилось, потом мы подождали еще чуть-чуть, дождь стал немного ослабевать, ну и наконец, подождав еще немного мы услышали шуршание снега по палатке. =) Пока мы ждали прошло пол дня, надо было решаться, либо прямо сейчас срываться с места и штурмовать перевал, чтобы до темна успеть спуститься вниз на ту сторону, либо еще день ждать у моря погоды. Учитывая, что родители первый раз в горном походе, и что не очень понятно, что твориться наверху, на сколько там скользко/холодно/мокро и в каком состоянии спуск в долину, мы решли подождать еще немного, до следующего утра.
Снег шел весь оставшийся день, и вместе с ростом сугробов таяли наши надежды. Во время небольшой передышки, когда снег выключили мы с Андреем пошли прогуляться в сторону перевала, на разведку. Очень обидно было заглянув за поворот увидеть его как на ладони, осталось каких-то 5 километров. Но по дороге среди снега бежали небольшие ручейки, кто знает, может на перевале они превратились в лед? Скорее всего нет, но рисковать не хочется, по этому мы решаем переночевать тут и утром возвращаться в Эрзурум, и переехать на автобусе поближе к озеру Ван в объезд.
Ночью у меня было только две мысли: "смогу ли я днем отогреться" и "выстоит ли палатка под напором все пребывающего снега". Но все обошлось, утром мы вылезли в белое безмолвие, быстро собрали лагерь и грустно покатили обратно в Эрзурум.
Мы приехали на отогар и пошли с Андреем выяснять, можно ли сегодня добраться куда-нибудь в район озера Ван. Мы оббегали весь зал, где было штук 20 разных автобусных компаний, нигде не было билетов. В одном месте мы было купили билеты до Агри (Agri), столицы одноименного района, нам сказали ,что оттуда проще добраться до озера. Мы пошли грузиться и увидели, что нам предлагают ехать на микроавтобусе, а байки покидать на крышу. От такого варианта мы отказались, и пошли обходить зал на станции по второму кругу. Тут наконец над нами сжалился один из продавцов, и сказал, что с другой стороны есть еще одно такое же помещение, где есть еще штук 20 офисов автобусных компаний! В другом зале мы выбрали из нескольких вариантов автобус отправляющийся в Патнос через пол часа.
Дорога до Патноса довально любопытная, автобус объезжает центральную часть горной системы вокруг, а потом уже в предгорьях преодалевает небольшой симпатичный превал. Потом едет вдоль ж/д, где нам повезло увидеть турецкий поезд. Ну самым интересным была проверка пограничников. Представьте себе высокого симпатичного турка, в красивой военной форме, с автоматом на перевес, который идет по салону автобуса с подносом с кучей конфет!!! Это все рамазан, его празднуют три дня!
Не успели мы выгрузится в Патносе, как нас тут же окружила толпа детей. И это были не тихие любопытные мордашки, как в Армении, это были активные и любопытные попрошайки. Они разрывались между желанием все потрогать и проверить или выпросить побольше денег. Пожалуй в Патносе мы побили все наши рекорды по сборам, и скорей укатили в сторону озера Ван. До захода солнца было еще часа  полтора, поэтому мы прилично отъехали от города и вставали на ночевку уже в темноте.
Эрзурум, Университет
Выезжаем из Эрзурумавозвращаемсявыезжаем из Патноса

День десятый. 02 октября 2008г.
Patnos - озеро Ван - Adilcevaz - Ahlat - склон вулкана Немрут. Пробег 108км.

Утро нам подарило потрясающие виды. Можете ли вы похвастаться завтраком, с видом на поля, золотящиеся под лучами поднимающегося солнца, над которыми молчаливо возвышается белоснежная вершина четырехтысячного вулкана?
мы собрались в дорогу и весело покатили к озеру Ван, благо дорога шла немного вниз. Прямо на выезде к озеру нам попалась плантация, где выращивают арбузы и дыни. Ну тут мы оторвались! Цены на небольшой арбуз были смешные, да и хозяева магазинчика нас одним арбузом угостили. Закупившись в прок мы покатили вдоль озера, но проехали не много. Рзглядели небольшой съезд с дороги к озеру и поехали купаться и поедать наши припасы. Озеро Ван мне показалось морем, там даже были легкие волны. Плюс вода в озере очень необычная: соленая и мыльная одновременно. Я этим сразу воспользовалась, постирала курточку. Мы немного отдохнули и порезвились в воде, а потом покатили дальше.
По дороге нам встретился городок, над которым возвышались развалина крепости. Мы решили сгонять посмотреть, что там интересного. Как только мы свернули с основной дороги к нам прибежали местные ребятишки. Андрей быстро нашел с ними общий интерес, и они, не зная языка обсуждали достоинства и недостатки стамбульского футбольного клуба Бешикташ =). На дружные вопли "Бешикташ? Йес! Галатасарай? Но!" сбегалось все больше и больше ребятни. Когда подъем уже стал очень крутым, и даже Андрей был вынужде спешиться наши помошники разбились на группы и стали помогать нам толкать байки в гору. До вершины добрались самые крепкие. А родители вызвались посторожить велы пока мы ходим на экскурсию. Наверху смотреть было особо нечего, мы немного пофоткали виды, попращались с нашими помошниками и поехали дальше.
Через какое-то время мы увидели недалеко от дороги кладбище и церквушку, напоминающие то, что мы видели в Армении. Мы остановились посмотреть. Оказалось, что это древнее сельджукское кладбище, все могилы очень старые, мы видели даты порядка 13 века. Папа, известный любитель древности ушел бродить по кладбищу, а к нам, пока мы его ждали привязались два мальчишки: все ходят, стесняются, но денег попрошайничают. Андрей себя долго уговаривать не дал, сделал несчастный вид, и начал в ответ у ребятишек выпрашивать конфеты. Бегает и просит: "Бон-Бон! Бон-Бон!". Ребята слегка удивились, и замерли в ожидании. Андрею было мало, он опять стал попрошайничать, и говорить, что он им за это станцует лезгинку. Взял да и станцевал! Ребята от него шарахнулись в испуге, но далеко не убежали, любопытно же. Тут Андрей бросился к ним, и опять говорит: "Бон-Бон! Бон-Бон! Бон-Бон!". Тут нервы детей не выдержали, и они как дали деру в сторону дома. =) У нас с мамой чуть ли не истерика случилась! После этого мы поехали через дорогу, посмотреть на мечеть, и каково же было наше удивление, когда к Андрею прибежали те два пацаненка, высыпали ему целую кучу конфет и убежали восвояси!!!
Долго веселиться не было времени, и мы поехали дальше. Сегодня еще нужно взбираться на вулкан Немрут. Мы добрались до поворота к вулкану, уже солнце ползло к горизонту. Мы  решили поужинать впрок, а потом катить до темноты, чтобы особо не светиться горелкой в ночи. Перекусили мы на большом поле. Когда стали собираться к нам подъехал турок на машине и сказал, что это его поле. А Андрей ответил, что картошка была очень вкусной! Как хорошо, что они говорили на разных языках =).
Мы крутили в подъем, когда солнце начало прятаться за горы. Тут нас опять засекли мелкие, на этот раз пастушки, и побежали к нам через поле. Сначала они начали попрошайничать, потом говорить, что на Немрут нельзя. Это нас озадачило и мы остановились. А им только это и надо было. Они нас окружили и начали требовать денег. Мы поняли, что нас разводят и поехали дальше. Но так как мы уже за день отпахали больше 100 км, а дорога шла все-таки вверх скорости у нас и у детей были равные. Начальник дал команду ускориться, пришлось попотеть. А дети бежали сзади. Когда мы от них немного отъехали, я увидела, как самый старший из них споткнулся и упал, а потом... заплакал! =)
Вскоре мы проехали курдский поселок и спрятались на ночь в кустах на границе полей.

утро
плантация арбузов
купаемся в оз.Ван
вид на Ван с крепости
маленькие экскурсоводы
едем вдоль озера
сельджукское кладбище
озеро Ван,набережная

День одиннадцатый. 03 октября 2008г.
Вулкан Немрут - Tatvan. Пробег 42км.

В самой середине ночи нас разбудил выстрел, потом еще парочка. Все проснулись, стало как-то не по себе. Вспомнилось, что мы находимся на территории курдистана, где периодически случаются неприятности... Но потом стало тихо. Я немного успокоилась, как вдруг, по дороге затарахтела машина. Я немного напряглась, но знала, что с дороги наши палатки точно не видно, мы уехали вглубину полей. И только я так подумала, как машина свернула на грунтовку, по которой ехали мы. Тут уже стало не до шуток. Чисто теоретически с грунтовки нас тоже не видно, но машина сворачивает еще раз, едет прямой наводкой на наши палатки, и останавливается в паре метров от них. Я начинаю прикидывать, что говорить, и как убегать, если что. Время тянется очень медленно. Андрей решает, что надо выйти поговорить, зовет папу и они начинают вылезать. И ровно в этот момент машина поворачивает и едет мимо нас в поля, гремя консервными банками, привязанными сзади, чтобы распугивать зайцев =)
Ночное проишествие нас всех немного всбудоражило, поэтому мы побыстрей собрались и укатили даже не позавтракав, пока не приехали наши ночные гости. Мы где-то в районе часа проехали, и только после этого остановились завтракать.
Подъем на вулкан был довольно тяжелый:  моя любимая грунтовка с мелкими камушками, да и уклон местами приличный. Мама была уже сильно умотана предидущими днями, плюс ночное приключение ее прилино испугало, вообщем, последнюю часть подъема она уже шла пешком. Мне показалось, что подъем закончился довольно быстро... Наверно с утра еще было много сил. Мы забрались на стену кратера вулкана, и немного удивились - я ожидала увидеть прямо у себя под ногами озеро, но его было не видно. Лишь дорога шутя уходила вдаль, на противоположную сторону кратера. Делать нечего, покатили по дороге, все-равно вариантов особо не было. Примерно через час мы наконец добрались до озера. Виды были очень умиротворяющие, мы решили тут немного отдохнуть и перекусить. Как-никак нам скоро ехать обратно, а значит штурмовать подъем на стенку кратера.
Дорога обратно была чуть симпатичнее, чем та, по которой мы спускались: практически с любой точки открывался красивый вид на озеро, окруженное короной кратера вулкана. Вид с вершины кратера тоже был неплох - очень красиво в дневной дымке смотрелась снежная шапка вулкана Suphan, у подножия которого мы ночевали пару ночей назад.
Мы были очень довольны, потому что посмотрели озеро, увидели красивые виды, и справились со всем этим  еще до обеда. По сути нам осталось только спуститься в Татван и купить билеты на ночной автобус до Искендеруна (Iskenderun). Поэтому мы не особо торопились вниз и подольше полюбовались природой и пофоткали виды.
Дорога вниз получилась забавной. Сначала дорога была в виде хорошей грунтовки с камешками, потом нам встретилось огромнное стадо овец, которое перегораживало весь путь. Было забавно въезжать в это шерстяное озеро и смотреть, как бестолковые животные устраивают панику при виде велосипедиста и шарахаются в стороны. После грунтовка закончилась, и мы попали на ремонтные работы на дороге. Они заключались в том, что всю дорогу засыпали очень толстым слоем гравия! Велосипед ощутимо болтало из стороны в сторону, как будто едешь по сугробам.  Там же нам встретились рабочие, которые отдыхали в теньке. Они нас позвали и угостили какими то ягодками с дерева, которые ели сами. Мы поблагодарили, поулыбались друг другу и покатили дальше. Примерно на середине спуска гравий наконец закончился, и дорога стала асфальтовой. Мы было попытались оторваться на оставшемся кусочке спуска, как на дороге начали местами появляться приличные дыры на всю дорогу, влетев в которые можно было лишиться пары спиц. Пришлось усыпить в себе гонщиков и ехать более аккуратно.
На выезде на трассу нас ждал очередной сюрприз - к нам на встречу ехал велотурист, на штанах которого развивался зенитовский флаг! Мы очень удивленные подождали человека, который не успев поздороваться сразу назвал Андрея по имени. Оказалось, что это ребята с Велопитера (второй подъехал попозже) которые были в курсе, что мы едем в эти места. Мы слегка укрупнившейся компанией докатили до отогра в Татване, ребята покатили дальше, а мы пошли покупать билеты. На отогаре также оказалась неплохая столовая, и так как времени еще было полно - мы пошли покушать, правда для этого пришлось затащить наших верных коней на второй этаж. Это вызвало живейший интерес у местных турков.

подъем на вулкан
вулканическое озеро
Андрей и вулкан Suphan
вид на Ван с Немрута

Читать дальше - Побережье Средиземного моря и Каппадокия

Категория: Велопоходы | Добавил: CAHbKA (17.11.2009)
Просмотров: 2626 | Теги: приключения, ван, немрут, велопоход, 2008, восточная турция, турция | Рейтинг: 5.0/1